29 июня 2022 / В октябре 2021 года
1-й этап
В соответствия с поставленными целями в рамках пилотного проекта на первом этапе разработали Инновационную Модель Независимого Сестринского (ИМНС) процесса, основанной на полипараметрическом анализе проблем пациента. Для организации ухода и решения проблем па-циентов организовали рабочую группу для клинической апробации ИМНС, выбрали пилотные отделения (кардиологическое отделение №2 – ПРИТ, ОНМК). Для регулирования и реализации проекта разработали пакет методической и учебно-организационной документации. Провели обучение медицинских работников (старших медицинских сестер, средний медицинский персонал) к использованию инновационной модели независимого сестринского процесса на основе полипараметрической оценки проблем пациента. Оценили степень готовности внутренней среды медицинской организации к внедрению ИМНС на основе полипараметрической оценки проблем пациента. Осуществили корректирующие мероприятия, направленные на подготовку внутренней среды медицинской организации к внедрению ИМНС на основе полипараметрической оценки проблем пациента. Организовали и провели мастер-классы по осуществлению инновационной технологии ИМНС на основе полипараметрической оценки проблем пациента. Провели картирование процессов в отделениях с целью выявления проблемных зон в части нагрузки, организации работы медсестер по уходу за пациентами, организации своего труда, оснащенности рабочего места оборудованием и инструментами для качественного оказания сестринских услуг.
2-й этап реализации
На втором этапе реализации проекта внедрили в практическую работу сестринскую полипараметрическую технологию оценки проблем пациента, основанную на ИМНС. Суть сестринской полипараметрической технологии заключается в одновременной регистрации ряда физических, психических и социальных параметров, позволяющей, после соответствующей обработки, комплексно определять и анализировать проблемы пациента и оперативно разрабатывать план сестринского процесса.
В основу метода положена интеграция признаков (индикаторов), определяющих функционирование пациента, которые были сгруппированы в три кластера. Первый кластер включал индикаторы проблем физического здоровья (ИПФЗ), второй – психического (ИППЗ), третий – социального (ИПСЗ). Для получения возможности математической оценки полученных данных степень выраженности каждого индикатора выражалась в условных единицах – баллах. Для удобства анализа проблем пациента медицинской сестрой разработаны «Учетные листы проблем пациента», содержащие таблицы стратификации проблем по всем трем кластерам (физические, психические и социальные). Все полученные результаты заносились в электронный журнал (базу данных). Для облегчения анализа полученных результатов (индексов проблем пациента), оценки их в динамике, они оформлялись в виде визуального образа (лепестковой диаграммы).
В дальнейшем составлялся индивидуальный план ухода (сестринского процесса) и наблюдения за пациентами. Медицинская сестра с функцией координатора осуществляла планирование сестринских вмешательств и формировала план ухода за пациентами, определяя при этом конкретные сроки реализации сестринских вмешательств. Палатные (постовые) медицинские сестры осуществляли реализацию сестринского процесса, в том числе часть реабилитационных манипуляций, и выполняли документирование в сестринских картах наблюдений за пациентами. Обеспечение информационной поддержки пациентов по освоению навыков самообслуживания и преодоления проблем осуществлялось как устными рекомендациями, так и краткими памятками на бумажном носителе и видеоматериалами, индивидуальными и групповыми консультациями с участием медицински активных членов семьи с учетом потребности пациентов, ценности, убеждения и предпочтения пациентов и их медицински активных членов семей.
У постели каждого пациента разместили маркерные доски, где отражались краткосрочные и долгосрочные проблемы, мероприятия по реализации сестринского процесса и реабилитации, фамилии специалистов, время проведения и даты.
Реализация проекта позволила достичь устранения существенных нарушений жизнедеятельности при выписке у 41% пациентов, несмотря на наличие некоторых симптомов болезни.
Таким образом, инновационная модель по уходу за пациентами, основанная на полипараметрическом анализе проблем пациента, на практике позволяет существенно повысить качество сестринского процесса в части оперативного выявления проблем пациента, разработки плана сестринского процесса, мониторировании эффективности реабилитации, адаптации пациента в социуме, оценки его качества жизни; определении объема и содержания ухода вне стен медицинской организации.
Это способствует повышению качества медицинской помощи за счет сестринского компонента, сокращению времени пребывания пациента на койке, повышению качества жизни пациентов вне стационарной медицинской организации. Результаты проекта рекомендуются к внедрению в работу медицинских организаций стационарного и амбулаторного типа различных форм собственности.