Организация обучения медицинского персонала в системе непрерывного медицинского образования на централизованном информационном ресурсе «Портал непрерывного медицинского образования» в ГБУЗ АО «Архангельская городская клиническая больница № 7»

20 июля 2021 / Декабрь 2019 –май 2021 года

11
Мохначева Татьяна Евгеньевна
Главная медицинская сестра Архангельск ГБУЗ "АГКБ № 7"

Цели и задачи проекта:

Цель: Достичь 100% обучения медицинского персонала ГБУЗ АО «Архангельская городская клиническая больница № 7» в системе непрерывного медицинского образования на Портале непрерывного медицинского образования (НМО) Задачи: 1) Проанализировать причины низкой вовлеченности медицинского персонала ГБУЗ «АГКБ № 7» в системе НМО. 2) Создать в ГБУЗ «АГКБ № 7» систему информирования медицинского персонала по обучению на Портале НМО. 3) Создать в ГБУЗ «АГКБ № 7» благоприятные условия для обучения специалистов на рабочем месте. 4) Сформировать в ГБУЗ «АГКБ № 7» систему подачи заявок на обучение персонала.

Участие автора в проекте:

Информирование персонала о необходимости обучения на централизованном информационном ресурсе «Портал НМО», о возможности обучения медицинского персонала на рабочем месте. Подбор образовательных циклов, интерактивных образовательных модулей, вебинаров для медицинского персонала. Подача общих заявок по медицинской организации на обучение в системе НМО, в том числе за счет средств нормированного страхового запаса (НСЗ) территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС). Контроль освоения циклов и набора необходимого количества баллов в системе НМО.

Краткое описание реализации проекта:

В связи с изменениями в законодательстве в Российской Федерации с 2016 года происходит постепенное замещение процедуры сертификации на процедуру аккредитации медицинских и фармацевтических работников. В связи с этим в ГБУЗ АО «Архангельская городская клиническая больница № 7» (ГБУЗ «АГКБ № 7») решено организованно подойти к обучению медицинского персонала в рамках НМО.

Данное решение принято во втором полугодии 2019 года. До этого периода обучение в НМО было предоставлено самим специалистам. В результате по состоянию на июль 2019 года зарегистрированными пользователями оказалось 50% персонала из них обучалось на Портале только 10%, что соответствует ранее проведенным исследованиям. Так, в Омской области была изучена готовность врачей к НМО: 90,7% респондентов относятся негативно к НМО, 65,3% считают данный процесс экспериментом [9].

При анализе данной ситуации В ГБУЗ «АГКБ № 7» были выявлены следующие проблемы (необходимо заметить, что с подобными проблемами сталкиваются и другие медицинские и образовательные организации при изучении вовлеченности медицинского персонала в систему непрерывного медицинского образования):

1) неинформированность, неосведомленность медицинского персонала в целом по обучению в системе НМО, несмотря на общедоступность данной информации в сети Интернет. По результатам исследования, проведенного Омским государственным медицинским университетом, – в настоящее время врачи испытывают информационный коллапс по вопросам непрерывного медицинского образования. С одной стороны, это страх, неуверенность, негатив, с другой, - возможность профессионального развития [9].

2) недостаточный уровень знаний о функционале Портала НМО, неумение им пользоваться, отсутствие навыков подбора необходимых циклов и образовательных модулей, нежелание самостоятельно оплачивать обучающие модули. По словам половины врачей-педиатров, учувствовавших в исследовании в Смоленской области, участие в образовательных мероприятиях не всегда оплачивается из госбюджета, так, 21% отмечают, что данные мероприятия приходится оплачивать из собственных средств [3].

3) отсутствие мотивации в самообразовании [1] – только 13% слушателей факультета последипломного образования осознают значимость обучения для ближайшей профессиональной деятельности.

4) нежелание регистрироваться, практически всеобщее отрицание предстоящих изменений в обучении («не умеем», «не знаем ПК», «нет электронной почты», «нет ПК дома», «нет выхода в Интернет на рабочем месте», «скоро на пенсию», «и так доработаю», «я уже пенсионер», «если что, то уйду»). В.Н. Мишустин, И.А. Моновцов, Е.А. Бобровская (2017) отмечают в своём исследовании, что 50% курсантов в группе практикующих врачей не имели электронной почты, часть не собирались продолжать обучение, так как планируют выходить на пенсию [4].

5) недостаточная общеобразовательная ИКТ-компетентность медицинского персонала формирует дополнительные страхи при дистанционном обучении. Так, например, Л.В. Пузырева, Е.Н. Котенко, Н.А. Гетман (2017) выявили, что только 9,3% врачей в возрасте до 28 лет имеют достаточные знания в работе с информационными носителями, 65,3% - только поверхностные знания [9].

6) невозможность обучаться в домашних условиях (отсутствие персональных компьютеров, выхода в сеть Интернет); сложности при обучении на рабочем месте. По данным Зерновой Н.И. с соавторами (2018) только 40% врачей-педиатров имеют компьютер на рабочем месте и в домашних условиях, у большинства (54%) – только дома, а у 6% его вообще нет. Доступ к Интернету в домашних условиях имеют 82%, на рабочем месте - 33%, 6% не имеют такой возможности ни на рабочем месте, ни в домашних условиях [3].

7) отсутствие заинтересованного лица в медицинской организации. По мнению Н.Л. Борщёвой (2014) подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов проходит эффективнее там, где есть для этого условия: новые образовательные технологии; высококвалифицированный преподавательский состав; обучающие программные продукты, обеспечивающие в совокупности быструю адаптацию специалиста к изменениям [2]. Очевидным фактом является необходимость проведения постоянного мониторинга обучения специалистов в системе НМО, что позволяет своевременно определить корректирующие действия [1].

Учитывая выявленные в ГБУЗ «АГКБ № 7» проблемы и проанализировав опыт работы в системе НМО других медицинских и образовательных организаций, администрацией была проведена организационная работа (составлен план, определены этапы реализации) по вовлечению специалистов в систему НМО. Для реализации данного направления в учреждении назначен специалист ответственный за обучение медицинского персонала в системе НМО.

По результату проведенной работы за мной как главной медицинской сестрой ГБУЗ «АГКБ № 7» официально закреплена ответственность за обучение медицинского персонала в системе НМО на централизованном информационном ресурсе «Портал НМО»

С 2019 года по моей инициативе в ГБУЗ «АГКБ № 7» создана система информирования медицинского персонала по обучению на Портале НМО.

Еженедельно мною проводились конференции для сотрудников отделений, на которых подробно и доступно для каждого специалиста разъяснялись принципы обучения. В результате таких встреч было выявлено, что часть специалистов не регистрируется на Портале, из-за отсутствия электронной почты или учетной записи на Портале Государственных услуг, у части сотрудников отсутствует персональный компьютер дома, а на рабочем месте ограничен доступ выхода в Интернет.

Информирование специалистов я проводила как организованно в целом по медицинской организации, так и по отделениям лично с каждым специалистом:

1) еженедельные встречи с коллективом как в целом по организации, так и отдельно по подразделениям, проведение общебольничных конференций для всех специалистов (администрация, врачебный и средний медицинский персонал), на которых озвучиваются основные направления в работе, в том числе и обучение в рамках непрерывного образования;

2) при создании ежегодного плана общебольничных конференций определено время для занятий в конференц-зале ГБУЗ «АГКБ № 7» на Портале НМО, удобное для каждого подразделения больницы;

3) создана сетевая папка (с общим доступом), где размещается информация по обучению, план предполагаемых вебинаров / конференций, в том числе организованных медицинскими ассоциациями;

4) создана группа в мессенджере «Вайбер», в которой размещается информация о мероприятиях в учреждении, в том числе и непрерывном образовании. В данной группе также ставятся задачи по освоению образовательных интерактивных модулей для всех специалистов медицинской организации, с последующим контролем освоения материала в виде предоставления сертификатов ответственному лицу посредством направления их на электронную почту.

По моей инициативе созданы благоприятные условия для обучения специалистов на рабочем месте:

1) конференц-зал оборудовали оргтехникой (восемь персональных компьютеров и проектор, с выходом в сеть Интернет, с возможностью, как коллективного доступа (с целью обучения специалистов), так и персональной работы под собственным логином и паролем);

2) для каждого отделения выделено время для занятий в конференц-зале под руководством ответственного лица; для личного пользования, по желанию специалистов, на рабочем месте организован выход в сеть Интернет (закреплена страница Портала НМО);

3) по желанию отдельных специалистов – личный кабинет участника НМО выносится на интерфейс мобильного телефона с сохранением личных паролей специалистов.

Сформирована система подачи заявок на выделение НСЗ ТФОМС для обучения специалистов в системе НМО: принято решение о выборе общих циклов для специалистов различных отделений согласно специальностям (по 36 и 18 часов). Так, например, на обучение в первом квартале заявки оформляет первичное звено, во втором квартале стационарные отделения и т.д. Каждому сотруднику рекомендуется в личном кабинете подать заявку на данные циклы с указанием способа оплаты за счет средств НСЗ и в последующем ежеквартально предоставлять данные заявки ответственному лицу.

По моей заявке в ГБУЗ «АГКБ № 7» оформлен кабинет «РАБОТАДАТЕЛЯ» на Портале «НМО», в котором ведется контроль освоения медицинским персоналом образовательных программ и модулей, а также, с помощью которого осуществляется подбор образовательных программ и модулей, необходимых для освоения медицинскому персоналу.

Литература

1. Бондарев Г.А. Динамика показателей направленности учебной мотивации и её структурных компонентов в системе непрерывного обучения // Непрерывное медицинское и фармацевтическое образование в 21 веке: возможности, проблемы и перспективы. Сборник трудов научно-практической конференции с международным участием. – 2017. - С. 36-43.

2. Борщёва Н.Л. Непрерывное профессиональное медицинское образование: институциональный аспект // Журнал Экономика образования. – 2014. - № 2 (81). - С. 4-9.

3. Зернова Н.И. Непрерывное медицинское образование и возможности практического врача // Журнал Смоленский медицинский альманах. – 2018. - №3. - С.75-78.

4. Мишустин В.Н., Моновцов И.А., Бобровская Е.А. Плюсы и минусы непрерывного медицинского образования // Непрерывное медицинское и фармацевтическое образование в 21 веке: возможности, проблемы и перспективы. Сборник трудов научно-практической конференции с международным участием. – 2017. - С.97-101

5. Официальный сайт министерства здравоохранения Архангельской области. – URL: https://www.minzdrav29.ru/ (дата обращения 12.08.2020)

6. Портал непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России. – URL: https://edu.rosminzdrav.ru/specialistam/obshchaja-informacija/ (дата обращения 12.08.2020)

7. Приказ Министерства здравоохранения РФ № 334н от 2 июня 2016 «Об утверждении положения об аккредитации специалистов» // Опубликован 25.07.2016 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2016. № 30.

8. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации № 1043н от 22 декабря 2017 «Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов» // Опубликован 22.01.2018 // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201801220013 (дата обращения 12.08.2020).

9. Пузырева Л.В. Непрерывное медицинское образование: мнения и доводы // Журнал Крымский терапевтический журнал. – 2017. - № 4 (35). - С. 46-48.

10. Федеральный закон Российской Федерации № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Опубликован 28.11.2011 // Собрание законодательства РФ. 2011. № 48. Ст. 69, 100.

Результаты проекта:

Увеличилось количество зарегистрированного и обучающегося медицинского персонала в системе «НМО»: по состоянию на 16.07.2021 года (согласно отчету из кабинета работодателя Портала НМО): • всего медицинского персонала в ГБУЗ «АГКБ № 7» - 168 человек; • из них зарегистрировано на Портале «НМО» - 165 человек; • получили хотя бы 1 ЗЕТ – 157 человек; • среднее количество часов по образовательной активности по всем элементам – 69,11 часов.

Дополнительные материалы: