Организация мероприятий, направленных на снятие психологического напряжения у пациентов в стационаре в условиях карантина (изоляции).

15 октября 2020 / февраль 2020 – февраль 2020

6
Семенова Наталия Петровна
Старшая медицинская сестра БУ "Мариинско-Посадская ЦРБ" Минздрава Чувашии

Цели и задачи проекта:

1. Организовать комплекс мероприятий в стационаре, направленных на профилактику тревожных состояний у пациентов в период карантина (изоляции). 2. Создать комфортные психологические условия для снижения эмоционального напряжения у пациентов. 3. Обучить медицинский персонал знаниям по психологии.

Участие автора в проекте:

1. Измерение уровня тревожности у пациентов, находящихся на стационарном лечении в первые дни лечения и перед выпиской с последующим анализом. 2. Составление плана профилактических мер, направленных на снижение эмоционального напряжения у пациентов и внедрения их в лечебный процесс. 3. Составление плана занятий по психологии с медицинским персоналом.

Краткое описание реализации проекта:

Сложная эпидемиологическая ситуация в мире требует обратить особое внимание на пациентов, находящихся на стационарном лечении в условиях карантина (изоляции). Тревожные состояния могут стать причиной психосоматических расстройств, что осложнит течение заболевания. Правильная организация труда и комфортная психологическая обстановка в стационаре снизит риск психосоматических заболеваний у пациентов и сократить их сроки лечения.

С 2002 года я работаю старшей медицинской сестрой хирургического отделения БУ «Мариинско-Посадская ЦРБ им.Н.А. Геркена». В нашей районной больнице пациенты поступают в плановом и экстренном порядке. Часто это люди с соседних сел и деревень, к которым родственники приезжают редко. А в связи с вынужденными мерами (карантин - посещения родственников запрещены), было замечено подавленное настроение, повышенная тревожность, замкнутость у пациентов. Многие пожилые люди не имеют возможности связаться с родственниками ( нет сотового телефона или не могут обращаться с ним в силу своего возраста ). Тем самым растет напряженность из-за потери связи со значимыми людьми. Родственники тоже жаловались, что их не пускают в стационар, чтобы навестить близких. Мы отстаивали свои позиции, опираясь на приказ Минздрава от 19.03.2020 № 198н.

С целью определения измерения уровня тревоги и дальнейшей разработки профилактических мер было проведено исследование, в котором приняли участие 30 пациентов хирургического отделения.

Для реализации поставленной цели был применен опросник по методике Дж. Тейлора (адаптация Т.А.Немчинова) «Личностная шкала проявлений тревоги» (см.Приложение 1). По оценке специалистов валидность и надежность методики высока.

Проведенный анализ выявил в начале лечебного процесса у пациентов высокий уровень тревоги 10%(3 чел.), средний уровень тревоги с тенденцией к высокому 40% (12 чел.), средний уровень тревоги 50% (15 чел.). Это состояние характеризуется неуверенностью, мнительностью, беспокойством о своем здоровье, непереносимостью ожидания каких-нибудь медицинских манипуляций, чувство напряженности, нервозности, страха . Страх – психическое состояние. Оно проецируется на все в окружающее. Страх может быть связан с определенными ситуациями ( вынужденная изоляция, одиночество, неизвестность будущего). Выражается обычно переживанием опасности, непосредственной угрозы для жизни, здоровью, благополучию, престижу. Повышенное состояние тревоги переживается людьми как неприятное, болезненное. В таком случае эмоциональная энергия действует мощно. К хирургическим заболеваниям присоединяется психосоматическое расстройство, что в свою очередь, удлиняет сроки пребывания в стационаре, увеличивая затраты на лечение.

Таким образом, пациенты, находящиеся длительно на лечении в стационаре в условиях карантина, находятся в состоянии тревоги. Это связано с переживаниями о своей болезни, с потерей связи со значимыми людьми, сомнениями, размышлениями о своем неопределенном будущим, неуверенностью в своем выздоровлении.

Совместно с медицинским психологом было сделано:

• Проведен опрос медицинского персонала на проверку готовности коллектива к переходу на новую форму работы;

• Разработали поэтапный план обучения сотрудников с учетом графика работы персонала на рабочих местах (провели занятия среди медперсонала для повышения знаний в области психологии);

• Создали комфортную психологическую обстановку для пациентов (на дежурном посту медицинской сестры зазвучала тихая спокойная музыка (приобрели CD- проигрыватель);

• Определили перечень мероприятий по снижению психоэмоционального напряжения у пациентов (поддержание увлечений, хобби, интересов - это эмоциональный ресурс для восстановления сил.);

• Создана библиотека (привлекли местную районную библиотеку, которая передала нам безвозмездно 300 книг разного литературного жанра);

• Сменили форму медицинскую на нежные розовые, голубые, салатовые цвета;

• Защитные маски на лицо только в светлых тонах ;

• Интернет связь;

• Приобрели гаджет для видеосвязи (для пожилых людей с целью исключения потери со значимыми людьми);

• Конструктивно работаем с информацией (Переизбыток информации, особенно недостоверной, угнетает психику. Рекомендовано получать только из официальных источников, минимизировать негативную информацию, дозировать новостной поток. )

• В каждой палате есть номер «Телефона доверия» 8-800-100-49-94 по Чувашии, который работает 24 часа в сутки;

• Памятки для пациентов «Общие рекомендации во время пандемии", "Рекомендации для проживающих самоизоляцию в одиночестве», "Рекомендации для проживающих в самоизоляции с пожилыми людьми" (советы от Российского психологического общества с официального сайта)

• Если пациенту не удается совладать со стрессом самостоятельно, обращаемся за помощью к медицинскому психологу ( чтоб избежать долгосрочных последствий стресса).

• Расчет затрат на реализацию проекта

Контроль за реализацией проекта было возложено на заведующего отделением, старшую медицинскую сестру и медицинского психолога районной больницы.

Результаты проекта:

Перед выпиской был проведен повторный опрос среди пациентов по той же методике для определения уровня тревожности. По результатам повторной диагностики, результаты улучшились в 2 раза! Произошло снижение психологического напряжение у пациентов, появился положительный настрой на выздоровление и принятие сложившихся обстоятельств, как временная необходимость! Дополнительный бонус данной работы можно отнести еще такой положительный момент, как снятие напряжения у медицинских работников, объединение отдельных сотрудников на достижение одной цели, корпоративная сплоченность. Создался благоприятный психологический климат в коллективе, возникло ощущение взаимной поддержки, помощи, милосердия. Расчет затрат на реализацию проекта: (интернет связь, гаджет, CD-проигрыватель) Вывод: 1. Снизилось психологическое напряжение у пациента и персонала 2. Сократилось время пребывания пациента на койке 3. Уменьшились затраты на лечение 4. Повысилось удовлетворенность пациентов качеством получения сестринских услуг в медицинской организации (записи со словами благодарности от пациентов в книге отзывов) 5. Сформировалась единая команда единомышленников, нацеленная на результат (корпоративная сплоченность). Для человека очень важно хорошее психологическое состояние, позитивные эмоции, связь с близкими. Это помогает пережить трудности и даже физические болезни переносятся легче. Влияет обстановка, в которую попадает больной, особенности взаимоотношений между больными и медперсоналом. Если в отделении создан правильный лечебный охранительный режим и медицинский персонал хорошо знает свои цели, задачи, а так же обладает запасом психологических знаний (приемы общения, коммуникативная культура, правила оказания первой психологической помощи), то пациенту легче справляться со своим эмоциональным напряжением. А в лечебном процессе психологическое здоровье имеет большое значение, т.к настроение влияет на выздоровление. Проведенные мероприятия (согласно проекту) способствовали снижению уровня тревоги у пациентов. Появился положительный настрой на выздоровление и светлое будущее. Ведь даже великий философ Сократ сказал: «Нельзя лечить тело, не леча душу!». Результаты тестирования доказывают об эффективности данного проекта Результаты исследования. Результаты дифференциальной диагностики по методике измерения уровня тревожности Дж.Тейлора (адаптация Т.А.Немчинова). Были проанализированы 30 человек в период начала прохождения стационарного лечения и перед выпиской. После проведения данной методики и сравнения мы получили следующие результаты: Таблица 1 Методика измерения уровня тревожности Тейлора (адаптация Т.А. Немчинова) Уровни тревоги (баллы) Пациенты до внедрения проекта Пациенты перед выпиской Абс. % Абс. % Очень высокий уровень тревоги (40-50) Высокий уровень тревоги (25-40) 3 10 - Средний уровень тревоги (с тенденции к высокому) (15-25) 12 40 5 16,6 Средний уровень тревоги (с тенденцией к низкому) (5-15) 15 50 9 30 Низкий уровень тревоги (0-5) - 16 53,3

Дополнительные материалы: