«Организация контроля качества и безопасности обращений медицинских изделий, безопасности среды, организация ухода за пациентами, профилактика пролежней и падений в соответствии с рекомендациями Росздравнадзора в условиях онкологического диспансера».

16 октября 2020 / Март 2018 - сентябрь 2020

348
Сафина Гузель Асхатовна
Главная медицинская сестра Казань МИНЗДРАВ РТ

Цели и задачи проекта:

Повышение качества и безопасности оказания специализированной онкологической помощи до уровня соответствия Системы добровольной сертификации «Качество и безопасность медицинской деятельности».

Участие автора в проекте:

Руководитель проектной группы: «Контроль качества и безопасности обращений медицинских изделий и Безопасность среды в медицинской организации. Организация ухода за пациентами. Профилактика пролежней. Профилактика падений».

Краткое описание реализации проекта:

В 2018 году Руководством клиники было принято решение о прохождении ГАУЗ «РКОД МЗ РТ» добровольной сертификации «Качество и безопасность медицинской деятельности», что дает возможность медицинской организации действовать как саморегулируемая и саморазвивающаяся система, обеспечивающая постоянное повышение качества и безопасности медицинской деятельности, мотивацию и профессиональный рост сотрудников, а также улучшение обслуживания и снижение факторов риска для пациентов. Определен поэтапный подход к разработке принятого решения. Изучены и описаны детальные требования Предложений Росздравнадзора и содержание предстоящих работ. Подготовлена закупочная документация. Значимую часть работы 2019 года составляла разработка документации с учетом действующего законодательства и в соответствии с практиками создания документов в ГАУЗ «РКОД МЗ РТ». В 2020 году начался этап внедрения Предложений в деятельность клиники. Создана рабочая группа – команда управления - специалисты, в которую вошли заместители главного врача по направлениям, главные врачи филиалов онкологического диспансера, руководители медицинских и немедицинских подразделений ГАУЗ «РКОД МЗ РТ». Сформирован ресурсный план, который включал заявки на приобретение медицинских изделий и изделий хозяйственного назначения. Отдельные элементы работ, по которым существует выбор производить собственными силами организации или покупать у поставщиков, например, работы, по изготовлению раздаточного материала для пациентов, родственников, ухаживающих, а также для применения в работе сотрудников клиники, анализировался отдельно. С учетом ограничения в сроках проекта, в интересах пациента и персонала, принято решение разработать и печатать силами собственных служб отдела социального маркетинга и отдела качества. Метрики качества, установленные для всех уровней и процессов, согласованы и документированы с целями в области качества ГАУЗ «РКОД МЗ РТ», а также поддерживаются в актуальном состоянии, что подтверждают результаты ежегодных внешних контрольно-надзорных аудитов системы менеджмента качества.

Персональная ответственность по внедрению Предложений Росздравнадзора, в части контроля качества и безопасности обращения медицинских изделий, безопасности среды, организации ухода за пациентами, профилактики пролежней и падений, пункт 2.5 и пункт 2.10 приказа главного врача ГАУЗ «РКОД МЗ РТ» №9\п от 17.01.2020 о внедрении рекомендаций Росздравнадзора возложена на главную медицинскую сестру Сафину Г.А. Определены члены рабочей группы, консультанты. В рабочую группу вошли специалисты с средним и высшим медицинским образованием с высшей квалификационной категорией и стажем работы в онкологическом диспансере более 10 лет. Для успешной реализации проекта были привлечены специалисты автоматизированных систем управления по контролю и защите информации, отдела информационных систем управления, службы охраны труда, инженерно-технической службы и отдела по гражданской обороне. Проектная команда разработала список работ, со сроками и ответственными за каждое мероприятие. Проведены закупки медицинских изделий (функциональные кровати для реанимационных и хирургических пациентов с матрасами и наматрасниками, инструментальные, манипуляционные, прикроватные столики, дозаторы для антисептиков, дозаторы для мыла, локтевые хирургические смесители, бактерицидные облучатели-рециркуляторы настенные и передвижные, медицинские ширмы, противопролежневые матрасы, установки для безконтактной дезинфекции рук медицинского персонала, гинекологические кресла, кресла для проведения химиотерапии, вытяжные шкафы, лабораторные столы, столы операционные, кресло-каталки для инвалидов, мобильные тележки, тележки-каталки для транспортировки пациентов, гистероскопы, передвижные бестеневые лампы, респираторы). Закуплены изделия хозяйственного назначения (указатели –мокрый/скользкий пол, компьютерная техника, оборудование для видеонаблюдения и видеозаписи в приемно-диагностическом, операционном отделении, холлах отделений). Для оперативного обмена информации между участниками проекта применялась медицинская информационная система «МИС» и корпоративный файл-обменник «Канцлер», в которых размещалась информация по медицинским изделиям и медицинскому оборудованию. Координация и отчетность по исполнению, для удобства и быстроты контроля проводилась в whats app группе главной медицинской сестры. Ключевые риски реализации проекта связаны с условиями работы онкологического диспансера в период пандемии Covid-19. Были внесены изменения в планы проектных работ, в том числе в ресурсное обеспечение. Сотрудники онкологического диспансера - врачи реаниматологи-анестезиологи, медицинские сестры-анестезисты, палатные, процедурные медицинские сестры, младший медицинский персонал, санитарки, согласно приказу МЗ РТ «О перераспределении персонала в Республиканскую клиническую инфекционную больницу (РКИБ)» с 12.08.2020, распределены по отделениям РКИБ. Персонал, оказывающий специализированную онкологическую помощь приступил к работе в условиях инфекционного стационара, что подтверждает высокий уровень подготовки медицинских кадров в РТ. В условиях онкологического диспансера были предприняты предупреждающие действия о нераспространении Covid-19-инфекции среди сотрудников и пациентов: разобщены входные группы для персонала РКОД и для пациентов плановой госпитализации. Бесконтактная термометрия внедрена на всех входных группах. Пациенты РКОД при госпитализации в хирургические отделения направляются на исследования органов грудной клетки методом компьютерной томографии (КТ). При выявлении внебольничной вирусной пневмонии, согласно маршрутизации приказов Министерства здравоохранения Республики Татарстан пациент переводится в специализированную клинику РКИБ. Если онкологический пациент, требует экстренной неотложной медицинской помощи, cito проводится КТ-исследование и забор мазка на ПЦР в приемно-диагностическом отделении №2. При подтверждении вирусной пневмонии проводится лечение экстренного состояния с изоляцией данного пациента. Амбулаторно-поликлиническая служба была дооснащена одноразовыми халатами, защитными экранами, масками, перчатками, бесконтактными термометрами, проведено разграничение социальной дистанции 1,5 метра между пациентами и персоналом. Холлы поликлиники дополнительно были оснащены бактерицидными облучателями – рециркуляторами. Для ухаживающих за пациентами доступ в отделения клиники разрешен только при наличии ПЦР отрицательного результата, сроком годности 3 дня, справки с места жительства об отсутствии контакта с инфекционными больными. Для сотрудников сформирован журнал здоровья, где ежедневно отмечается состояние здоровья (температура и наличие катаральных явлений). Ежедневно, утром и вечером, в группе whats app «Старшая медсестра» предоставляет оперативную информацию о количестве температурящих пациентов, а также ушедших на лист нетрудоспособности сотрудников. Еженедельно на раппорте главного врача ведется анализ ситуации по контролю заболеваемости пациентов и сотрудников РКОД, проводится реагирование на риски. Дополнительно организованы информационные посты из числа сотрудников отдела информационной безопасности для обеспечения согласованной маршрутизации пациентов в условиях ограничений, связанных с Covid-19. Организовано видеонаблюдение и размещение предупреждающих знаков о видеонаблюдении. Организовано рациональное пространство для отделений и диагностических кабинетах. Осуществленные планы реагирования на риски позволили реализовать план проекта без отклонений по срокам и качеству.

Значимую часть исполнения проекта составила организация каскадного обучения персонала. Обучение проводилось в малых группах согласно плану, по следующим темам: профилактика противпролежневых мероприятий, применение противопролежневых матрасов, ортезов, средств ухода, использование функциональной кровати, позиционирование пациентов, 6 принципов обработки рук, применение шкалы послеоперационного наблюдения за пациентами, оценка боли, риск падения. Специалисты среднего медицинского образования обучены методикам вербального информирования пациентов и ухаживающих вопросам профилактики и принципам лечения пролежней.

Результаты проекта:

Повысилось качество работы среднего и младшего персонала, улучшена производительность труда, что предоставляет возможность принимать участие в инициативных разработках онкологического диспансера. Удовлетворенность персонала трудом увеличилась на 20%. Среди критериев мотивации труда, в оценке мотивации среднего и младшего медицинского персонала, появились: содержание работы, ответственность, сотрудничество. На 15% увеличился процент участия медицинских сестер в конференциях и семинарах в качестве докладчиков. В 2 раза уменьшена доля пациентов имеющих пролежни. Разработаны и внедрены алгоритмы действия персонала при возникновении опасных ситуаций. Сформирована единая система профилактики падений пациентов, что привело к уменьшению падений в 2 раза. Выросла удовлетворенность пациентов с 96,3% (2018г.) до 96,5% (2019г.). Органом по сертификации даны оценки соответствия практических рекомендаций Росздравнадзора, в части контроля качества и безопасности обращений медицинских изделий - 75%, безопасность среды в медицинской организации, организации ухода за пациентами, профилактики пролежней и падений - 88%.

Дополнительные материалы: