ОРГАНИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ И БЕЗОПАСНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НОЧНОЕ ВРЕМЯ, ПРАЗДНИЧНЫЕ И ВЫХОДНЫЕ ДНИ. ОПЫТ РАБОТЫ СТАРШЕЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ОТВЕТСТВЕННОЙ ПО СТАЦИОНАРУ ГУЗ ГОРОДСКАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА №1 г.ЧИТА

22 августа 2019 / 2015 - по настоящее время

Швецова Оксана Валерьевна
Главная медицинская сестра Чита ГУЗ "ГКБ № 1"

Цели и задачи проекта:

Цель проекта: Усилить контроль за работой среднего , младшего и прочего персонала в выходные и праздничные дни Задачи проекта: 1.Разработать план проекта 2.Выявить проблемы, провести анкетирование врачей, медицинских сестер 3.Определить критерии отбора старших медицинских сестер 4. Внести изменение в штатное расписание 5. Разработать организационно - распорядительные акты 6.Разработать и внедрить должностные инструкции старших медицинских сестер ответственных по стационару

Участие автора в проекте:

Организация должности "Старшая медицинская сестра ответственная по стационару": 1. Разработка плана проекта 2. Выявление проблем 3. Анкетирование 4. Разработать критерии отбора старших медицинских сестер 5. Разработать должностную инструкцию. 6. Внедрить проект в практику

Краткое описание реализации проекта:

Обеспечение внутреннего контроля качества одно из наиболее важных и труднорешаемых проблем российского здравоохранения. В литературе широко освещены вопросы контроля качества врачей, контроль за работой сестринской деятельностью затрагивается редко.

Внутренний контроль в медицинских организациях является основной составляющей управления любой организации. Руководителю специалистов среднего звена важно оперативно контролировать ход всех процессов, эффективно управлять медицинским персоналом, что обусловливает получение медицинской помощи надлежащего качества. Термин «контроль» в научной и практической деятельности употребляется достаточно часто. Для современного состояния научной разработки проблем внутреннего контроля характерен дифференцированный подход специалистов к анализу его сущности. Одним из элементов этой сущности как раз таки и является организация контроля за средним, младшим и прочим персоналом в выходные и праздничные дни.

В 2015 году по распоряжению главного внештатного специалиста по сестринскому делу Забайкальского края Валентины Александровны Вишняковой ГУЗ «Городская клиническая больница №1» вошла в пилотный проект по Забайкальскому краю. Реализация данного проекта была многоступенчатым производством, в котором принимали участие работники кадровой службы, экономисты, юристы. Были внесены изменения в штатное расписание с введением новых должностей, определена сумма выплат, внесены изменения в должностные инструкции старших медицинских сестер. Как это было я напишу далее.

ГУЗ «Городская клиническая больница» Забайкальского края - одно из ведущих лечебных учреждений Забайкальского края, это крупное многопрофильное лечебное учреждение, обеспечивающее оказание в полном объеме экстренной и плановой медицинской помощи населению города Читы и Забайкальского края. Мощность коечного фонда – 600 коек круглосуточного пребывания, 40 из них реанимационные. В больнице работают специализированные отделения: хирургическое, гнойной хирургии, урологии, офтальмологии, травматологии, ожоговое отделение, ЛОР отделение, отделение неврологии, терапии, кардиологии, острых отравлений, центр анестезиологии и реанимации, отделения токсикологии и ожоговое имеют статус краевых центров, 15 параклинических отделений, 2 городских травматологических пункта. Кадровый потенциал: 195 врачей, 330 человек среднего медицинского персонала,145 санитарок, 59 уборщиц. Больница осуществляет дежурства 5 раз в неделю, а по некоторым профилям в ежедневном режиме. Первым этапом проекта «Старшая медицинская сестра ответственная по стационару» было анкетирование докторов, заведующих отделениями. Всего было опрошено 100 респондентов. Тематика вопросов была направлена на работу среднего медицинского персонала, младшего и прочего персонала в праздничные и выходные дни. Большой акцент был сделан на организацию и контроль работы.

Результаты полученного анкетирования были не утешительными. Как отвечали врачи дежурные по отделениям: - на вопрос контролируете ли Вы выходы дежурных смен среднего и младшего медицинского персонала, был получен ответ: Да – 20% Нет – 80% Пояснения: «Зачем, они сами знают, кому, когда выходить», «Пусть старшая медицинская сестра звонит и узнает, кто вышел, а кто нет». - на вопрос при не выходе на работу среднего и младшего медицинского персонала кто производит замену? Старшая медицинская сестра – 100% Дежурный врач – 0% Пояснения: «Если кто то отсутствует на рабочем месте, старшая медицинская сестра (не смотря на то, что она находится не на рабочем месте) должна решить». - на вопросы по необходимости контроля и организации питании получены следующие пояснения: Пояснения: « В отделении работает буфетчица, она все решает» Из 15 вопросов заданных при анкетировании докторов были услышаны ответы, на основании которых были сделаны выводы что, средний и младший медицинский персонал в большей мере контролирует и организует работу в ночное время, праздничные и рабочие дни старшая медицинская сестра по телефону или с выездом на работу.

Проанализировав анкеты, Совет медицинских сестер перешёл к следующему этапу реализации проекта определить критерии отбора старших медицинских сестре, ведь как мы понимаем не все старшие медицинские сестры могли занимать данную должность. У кого то не хватало опыта работы, у кого то организаторских способностей, ведь медицинского персонала работающего в выходные и праздничные дни около 200 человек.

Критериями отбора стали следующие характеристики старших сестер:

• Иметь стаж в занимаемой должности не менее 5 лет;

• Наличие организаторских способностей;

• Умение управлять персоналом;

• Иметь квалификационную категорию (первую или высшую).

Третьим и самым важным этапом реализации проекта нужно было увидеть проблемы, возникающие в выходные и праздничные дни. Для выявления проблем, слабых мест старшие медицинские сестры стали брать дежурства медицинскими сестрами в ночное время, выходные и праздничные дни, чтобы изнутри видеть проблемы, возникающие во время отсутствия администрации.

Советом медицинских сестер были разработаны и предложены анонимные анкеты для медицинских сестер, санитарок, уборщиц. И опять ответы на некоторые вопросы для нас стали неожиданностью. Подведя анализ анкетирования были сделаны выводы что проблем возникает на дежурствах возникает очень много, часто персонал нуждается в помощи более опытных кадров, но в отсутствии таковых, проблемы не решаются, что приводило к непредсказуемым результатам. Старшие сестры, приходя на дежурства обычными медицинскими сестрами в течение 6 месяцев тоже сделали выводы, они были следующими

:  Отмечались единичные случаи нарушения трудовой дисциплины средним, младшим и прочим персоналом

 неявка или несвоевременный уход с рабочего места;

 опоздание на рабочее место;

 невыполнение должностных обязанностей в полном объеме;

 игнорирование распоряжений старшего по смене, дежурного врача

 необоснованное отсутствие на рабочем месте

 Ненадлежащее соблюдением санэпидрежима из-за отсутствия должного контроля со стороны среднего медицинского персонала

 Постоянная проблема в транспортировке гистологического, биологического материала, препаратов крови (кто? как? доплата?).

 Проблема контроля за организацией питания: 

 необходима корректировка в порционных требованиях

 невостребованные порции питания, заказ дополнительных порций при наличии невостребованных - (перерасход денежных средств за питание).

 Вызов старшей сестры, заведующей аптекой из дома, для выдачи лекарственных материалов, расходных материалов.

Проведя длительную подготовительную работу в течение 1 года по реализации проекта на базе «Городской клинической больницы №1» были определены должностные инструкции «Старшей медицинской сестры ответственной по стационару», издан приказ и проект начал реализовываться на практике. В должностной инструкции прописаны следующие обязанности «Старшей медицинской сестры ответственной по стационару в ночное время, праздничные и выходные дни».

Что же вменили в обязанности данной сестре:

1.Своевременно согласовывает замещение, перемещение медицинских сестер, санитарок, прочего персонала не вышедших на работу;

2. Проводит обходы в отделениях не менее 3 –х раз в сутки (обходы постоянно меняются), с проведением сверки и отметки в графике выходов среднего и младшего медицинского персонала;

3. Контролирует работу ЦСУ (центр санитарных услуг) – перераспределяет при необходимости уборщиц по отделениям, контролирует приход, уход с работы с отметкой в графике учета рабочего времени;

4. Контролирует проведение текущих, генеральных уборок в стационаре, по отделениям согласно графика уборок;

5. Контролирует работу центрального стерилизационного отделения;

6. Упаковывает и транспортирует биологический материал на бактериологические исследования в краевую инфекционную больницу;

7. Упаковывает и транспортирует гистологический материал для патоморфологического исследования в патологоанатомическое бюро;

8. Транспортирует препараты крови и кровезаменителей со станции переливания крови до места назначения (кабинета переливания крови);

9. На базе отделения реанимации организован необходимый запас ЖВЛ и расходных материалов (постоянно пополняемый) при необходимости происходит выдача;

10. Контролирует строгое соблюдение правил внутреннего распорядка в отделениях;

11. Соблюдение медицинской этики и деонтологии персоналом, пациентами;

12. Координирует работу среднего и младшего медицинского персонала при сортировке пациентов в случае массового поступления в стационар (пожары, аварии, отравления и т.д.).

13. Принимает меры к своевременному устранению возникших неисправностей в работе водопроводной, осветительной, отопительной и других систем больницы

14.Следит за правильным хранением и использованием материальных ценностей в больнице

И вот уже четвертый год данный проект работает, весь медицинский персонал отмечает только положительные стороны реализации данного проекта, какие то проблемы ушли совсем, какие то требуют постоянного контроля, возникают новые.

За время реализации проекты были внесены изменения, в будние дни, в ночное время большой необходимости в старшей сестре ответственной по стационару не было, поэтому мы перешли на новый график работы только в выходные и праздничные дни.

Результаты проекта:

Проблемы ушли 1. Транспортировка препаратов крови и плазмы, гистологического материала 2. Организация питания пациентов Требуют постоянного контроля 1.Соблюдение санитарно – противоэпидемического режима 2.Соблюдение лечебно – охранительного режима 3.Лекарственное обеспечение 4.Соблюдение трудовой дисциплины Возникли новые обязанности 1. Координация работы среднего и младшего персонала в случае массовых поступлений ( аварии, пожары, отравления) 2.Принимает меры к своевременному устранению возникших неисправностей в работе водопроводной, осветительной, отопительной и других систем больницы 3.Следит за правильным хранением и использованием материальных ценностей в больнице Внутренний контроль в выходные и праздничные дни повышает уровень ответственности у медицинских сестер, что привело к отсутствию жалоб на средний и младший медицинский персонал не только со стороны родственников пациентов, пациентов, но и врачебного персонала. Данный проект оправдал и показал себя только с положительной стороны!

Дополнительные материалы: