«Новая модель медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» в БУЗОО «ДГП №1»

18 августа 2020 / С ноября 2018 года внедряютя выбранные направления приоритетного проекта.

12
Руденок Светлана Владимировна
Главная медицинская сестра Омск БУЗ Омской области "Детская городская поликлиника № 1"

Цели и задачи проекта:

Повышение доступности и качества медицинской помощи населению за счет оптимизации процессов и устранения потерь, создания «новой модели медицинской организации», основанной на принципах бережливого производства и пациентоориентированности. Сократить потери, устранить причины влияющие на увеличение затрат времени и ресурсов на выполнение работ.

Участие автора в проекте:

1. Улучшение процессов. 2. Проведение анкетирования об удовлетворенности пациентов и сотрудников. 3. Организация работы открытой регистратуры и проведение «межкабинетной записи» на прием и обследование пациентов. 4. Организация маршрутизации пациентов.

Краткое описание реализации проекта:

«Новая модель медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» – медицинская организация, ориентированная на потребности пациента, бережное отношение к временному ресурсу реализуемых процессов, организованная с учетом принципов эргономики и соблюдения объема рабочего пространства, создающая позитивный имидж медицинского персонала, организация оказания медицинской помощи в которой основана на внедрении принципов бережливого производства в целях повышение доступности и качества медицинской помощи.

Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь – направленно на соблюдение интересов пациента, организацию оказания медицинской помощи пациенту с учетом рационального использования его времени, повышение качества и доступности медицинской помощи, обеспечение комфортных условий при предоставлении медицинских услуг, повышение удовлетворенности уровнем оказанных услуг, сокращение нагрузки на медицинский персонал за счет повышения эффективности деятельности и переходом на электронный документооборот, сокращением объема бумажной документации.

Для выполнения работ по проекту была создана рабочая группа, определенны ответственные лица по каждому разделу. Рабочая группа 1 раз в неделю собиралась в проектном офисе. Визуализация информации позволила оперативно оценивать состояние проекта и предлагать свои идеи и предложения. Составлен план мероприятий по достижению целей – дорожной карты, с указанием сроков реализации, тактический план работ.

Определен перечень основных проблем обозначенных сотрудниками и пациентами.

Проблемы обозначенные сотрудниками - это отсутствие унифицированных шаблонов, обеспечение компьютерной техникой кабинетов для амбулаторного приема, нестабильная работа единой информационной системы для обмена информацией, отсутствие четкого разделения функций между врачом и медицинской сестрой.

Проблемы обозначенные пациентами - очереди в клинико-диагностической лаборатории, прививочном кабинете, в кабинет выдачи листков нетрудоспособности, в кабинет льготного лекарственного обеспечения; сложность записи на обследования и прием к специалистам, недостаточно мест для ожидания, затраты времени при выписке рецептов на льготное лекарственное обеспечение и выписки листков нетрудоспособности. Проведено картирование процессов выписки рецептов на льготное лекарственное обеспечение, выдачи листков нетрудоспособности. Расчет количества мест в зоне комфортного ожидания для пациентов в соответствии с плановой мощностью; визуальный осмотр зон комфортного ожидания для пациентов. Организовано распределение на рабочих местах по системе 5С . Оптимальная организация, как рабочего места, так и рабочего пространства позволит максимально сократить такие типы потерь, как лишние перемещения и лишние движения, а также повлиять на другие типы потерь. Технология 5С состоит из 5 последовательных шагов: сортировка, соблюдение порядка, содержание в чистоте, стандартизация, совершенствование.

Для комфортного пребывания детского населения - открыта игровая комната. Закуплены развивающие наглядные пособия – бизиборды. Во время нахождения родителей и детей первого года жизни – оборудована комната для кормления детей первого года жизни. В холле регистратуры расположены диваны и пуфы. Обязательное направление - оптимизация маршрутизации пациентов в поликлинике с целью сокращения очередей на всех этапах, разделения потоков условно больных и здоровых, сокращения общего времени пребывания пациента в поликлинике. Для решения данной проблемы внедрена "межкабинетная запись", что позволяет медицинской сестре на приеме самостоятельно перенаправить пациента минуя регистратуру.

Фронт-офис медицинской организации является структурным подразделением, обеспечивающим формирование и распределение потоков пациентов, своевременную запись и регистрацию пациентов на прием к врачу, в том числе с применением информационных технологий. Фронт-офис (регистратура) организован с учетом принципов эргономики, оформлен в едином стиле в соответствии с общими цветовыми решениями, используемыми в поликлинике, способствующими комфортному восприятию информационной среды. Для обеспечения возможности прямого контакта сотрудника с пациентом оборудована открытая стойка фронт-офиса и администратора. В визуально доступном месте размещается электронное табло с отображением актуального расписания приема врачей-специалистов, работы диагностических подразделений с возможностью оперативной замены информации при необходимости. Также в визуальном доступе размещена информация, содержащая сведения: о медицинской организации; о вышестоящих и контролирующих организациях; о противодействии коррупции; о возможности ознакомления с нормативными правовыми актами; о страховых медицинских организациях, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации; о видах оказываемой медицинской помощи; о порядке, объемах и условиях оказания медицинской помощи в соответствии с Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; о маршрутизации пациентов в условиях поликлиники; о правилах записи на первичный прием, консультации, обследования; о внеочередном приеме (оказании медицинской помощи) отдельных категорий граждан; о сроках и порядке проведения профилактических медицинских осмотров; о проведении вакцинации; о льготном лекарственном обеспечении; информационные плакаты о здоровом образе жизни. Рабочие места сотрудников фронт-офиса организованы по системе 5С и оборудованы автоматизированным рабочим местом, для работников колл-центра – установлены многоканальные телефоны с гарнитурой.

Отдельно расположено картахранилище. Амбулаторные карты размещены по участкам с учетом маркировки на торцевой части стеллажей. Сотрудники обеспечивают целостность, сохранность и порядок расположения медицинских карт. В работе сотрудников фронт-офиса, в том числе колл-центра, используются: речевые модули общения; алгоритмы маршрутизации пациентов; стандарты организации движения медицинской документации в поликлинике. Работа сотрудников фронт-офиса организована с учетом колебания нагрузки отдельных специалистов их многофункциональности и взаимозаменяемости. Персонал устанавливает профессиональный контакт и общение с пациентами, в том числе имеющими нарушения речи, слуха, зрения, как при их непосредственном обращении в поликлинику, так и по телефону. Сформирована папка регистратора с наглядным пособием по правилам общения с пациентом. В зоне фронт-офиса предусмотрена возможность предварительной записи на прием через инфомат.

С целью минимизации временных потерь и лишних передвижений пациента назначение и выписка рецептов на лекарственные препараты гражданам, имеющим право на бесплатное получение лекарственных препаратов в рамках оказания им первичной медико-санитарной помощи, осуществляется непосредственно в кабинете лечащего врача-педиатра.

Выписка листков нетрудоспособности проводится централизованно. Участники процесса: врач медицинская сестра кабинета выдачи листков нетрудоспособности. По окончанию лечения пациента забирает справку о выписке электронного листка нетрудоспособности.

 

Система навигации поликлиники понятна и доступна, выполнена в едином стиле, включая все удаленные подразделения, обеспечивает быстрый поиск кабинетов врачей-специалистов. У каждого кабинета, на двери либо рядом, располагается табличка с указанием номера кабинета, специальности, ФИО врача ведущего прием и медицинской сестры, квалификационной категории и графика приема. Кабинеты оборудованы в соответствии со стандартами оснащения, согласно порядкам и стандартам оказания медицинской помощи по соответствующему профилю. Рабочие места в кабинетах организованы по системе 5С. Не менее70 % от общего времени приема осуществляется работа непосредственно с пациентом – сбор анамнеза, осмотр, манипуляции, рекомендации, в том числе профилактической направленности. Работа врача и медицинской сестры в рамках одного приема сбалансирована.

С целью сокращения временных затрат на проведение анкетирования населения оборудовано место для самостоятельного заполнения анкет, а также проведения анкетирования с участием интервьюера, где разместили стол с письменными принадлежностями и чистыми анкетами для заполнения.

Результаты проекта:

Подводя итоги можно сделать выводы: в основе принципов бережливого производства лежит командная работа и пациентоориентированность. Именно так мы сможем повысить удовлетворенность пациентов процессом оказания медицинской помощи. Пересмотр стандартов улучшенных процессов проводить не реже 1 раза в год, актуализацию по мере необходимости. Удаленная запись на прием подразумевает запись: через Интернет (включая мобильные приложения); через инфомат; через колл-центр; из кабинета врача. Введение электронного документооборота и электронной амбулаторной карты. Сокращение времени пациента при пребывании в поликлинике с целью выписки рецепта на льготное лекарственное обеспечение или листка нетрудоспособности. Перераспределяя обязанности между сотрудниками, появляется возможность для проведения дополнительной работы в определенных условиях.

Дополнительные материалы: