"О необходимости развития социальной медицины в современной России"

19 сентября 2020 / проект находится в работе

8
Степанова Татьяна Леонидовна
Главная медицинская сестра ОБУСО "Детский ДИ им. Ушинского"

Цели и задачи проекта:

Здоровье обеспечивает, определенный уровень жизнедеятельности (работоспособность, биологической и социальной активности) человека в каждый период жизни и создает запас старости. Необходим комплексный подход к решению проблем человека со здоровьем, работники системы здравоохранения должны все активнее переходить к методам устранения и предотвращения возникновения условий, угрожающих здоровью человека, а не только лечения.

Участие автора в проекте:

Основная нагрузка в системе здравоохранения ложится на первичное звено. Считаю, что врачи и медицинские сестры лечебных организаций выполняют большой объем обязанностей, несвойственных для их профессиональной деятельности. Необходимо введение в штат учреждений здравоохранения социального работника. Социальный работник будет выполнять роль координатора: разгрузит медицинский персонал, будет определять объем комплексных медико-социальных услуг конкретному человеку или группе и способствовать его реализации.

Краткое описание реализации проекта:

Главные задачи медицинского социального работника:

- обеспечение оптимальной связи больного с его окружением (очень широкий диапазон проблем – от выяснения личности и восстановления документов больного до организации обучения психически больных пациентов);

- оптимизация самопомощи и поддержки близких больному в кризисных ситуациях;

- обеспечение связи работников медицинского учреждения с семьей и близкими больного;

- оказание поддержки родным и близким в ситуации трагического исхода болезни клиента (пациента);

- медико-социально-психологическое просвещение населения;

- программы административной поддержки.

Основные проблемы клиентов (пациентов) медицинских социальных служб связаны с проблемами здоровья, уходом за детьми, с проблемами наркомании и алкоголизма, последствиями посттравматических стрессов, несчастных случаев. Типичными являются следующие виды помощи: информирование клиента по проблемам заболеваний его родных и близких, помощь в госпитализации больных СПИДом и алкоголизмом, рекомендации молодым родителям по уходу за ребенком, патронаж людей, имеющих хронические болезни, поддержка пожилых и одиноких престарелых и т.п.

Особую категорию нуждающихся в услугах социального работника, представляют психически больные, страдающие аутизмом, олигофренией, а также больные с гестациозными и метаболическими нарушениями, черепно-мозговыми травмами. В условиях лечебных учреждений у пациентов могут возникнуть ятрогении и эгогении, в этом случае социальные работники разрабатывают стратегии помощи, направленные на снятие негативных эмоций.

Важные требования, предъявляемые к социальным работникам в сфере здравоохранения:

1. Помогать отдельным людям и группам определять собственные нужды и потребности в социальной помощи, защите и обслуживании, а также принимать решения для их удовлетворения на местах.

2. Работать с различными секторами в пределах социального обслуживания (дети, семьи, пожилые и т.д.) для гарантии того, что услуги доступны, соответствуют потребностям и нуждам людей и предоставляется на должном уровне.

3. Работать в партнерстве с организациями, осуществляющими социальный услуги (правительственные и неправительственные организации), для того, чтобы развивать эффективное обслуживание на местах.

4. Выявлять проблемы в социальном обслуживании как отдельных людей, так и групп людей.

5. Защищать интересы различных категорий.

6. Выступать в качестве источника информации о предоставляемых услугах для всех нуждающихся.

7. Проводить обучения и тренинги, необходимых для осуществления деятельности и повышения ее качества (или приглашать специалистов для проведения обучения).

8. Выполнять административные функции по управлению, планированию социальной работы.

9. Повышать свой профессиональный и личный уровень с целью повышения эффективности своей деятельности.

10. Следовать этическому Кодексу социального работника (недискриминация, безоценочность, уважение прав и свобод клиента, признание ценностей и достоинства каждого человека, независимо от расы, социального статуса, сексуальной ориентации, возраста, степени нетрудоспособности, веры и степени полезности для общества и т.д.).

Социальный работник играет роль координатора или диспетчера в оказании пациентам медицинских организаций комплексной интегрированной помощи, связывая воедино медицинскую и социальную помощь.

Социальный работник незаменим в стационарах, обслуживающих онкобольных, неизлечимо больных, в отделениях травматологии, палатах интенсивной терапии и т.п.

Социальный работник должен обладать знаниями о здоровье, факторах, влияющих как положительно, так и отрицательно на его состояние, так как при работе необходимо способствовать пониманию ими информации относительно их физического и душевного здоровья для того, чтобы использовать эту информацию для улучшения жизни. Должны знать, как получить доступ к ресурсам, в которых нуждается та или иная семья, необходимо уметь работать как с бедными семьями, так и с семьями среднего достатка, с представителями различных этнических групп и даже с сексуальными меньшинствами.

Функции социального работника в системе здравоохранения могут выполнять: психологи, врачи, медсестры.

Результаты проекта:

В результате развития социальной медицины будет поддержка повседневной деятельности на определенных фазах жизненного цикла, как например, детство или старость, или в определенных жизненных ситуациях, как например, в случае получения инвалидности, распада семьи, приобретения заболевания, ведущую к задержке психического развития, асоциального поведения. Итогом должна стать такая форма взаимоотношения человека и внешнего мира, когда здоровье предстает как благополучие, которое уже не сохраняют, а развивают. В этом случае медицина перестает быть только врачеванием и все более становится здравоохранением.

Дополнительные материалы: