ОРГАНИЗАЦИЯ КАБИНЕТА НЕОТЛОЖНОЙ ПОМОЩИ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКЛИНИКИ

3 июня 2019 / В июне 2014года

Кавун Ольга Владимировна
Главная медицинская сестра Омск БУЗОО "ГП № 3"

Цели и задачи проекта:

Сократить количество вызовов скорой медицинской помощи.

Участие автора в проекте:

Разработка положения о кабинете неотложной помощи, должностной инструкции на фельдшера кабинета неотложной помощи. Оснащение кабинета. Разработка методических рекомендаций по оказанию неотложной помощи пациентам с патологией различного профиля.

Краткое описание реализации проекта:

В условиях реализации приказа № 543н «Об утверждении положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению» качественное оказание всех видов первичной медицинской помощи является приоритетной задачей здравоохранения.

До настоящего времени осуществление первичной неотложной помощи являлось прерогативой мобильных бригад «Скорой помощи», однако, сегодняшний день требует новых подходов в решении этого вопроса. Ни для кого не секрет, что около 50% выездов бригад «СП» является необоснованными и не требует оказания специализированной помощи и госпитализации пациентов в профильные отделения.

А ведь именно эти пациенты могут получать квалифицированную медицинскую помощь в условиях территориального медицинского учреждения амбулаторного типа. Кроме того, госпитализация пациентов с хроническими заболеваниями практически всегда связана с декомпенсацией, обусловленной либо неадекватным комплексом лечебных мероприятий, либо их некорректным выполнением. Те и другие аспекты необходимо предвидеть, корригировать и контролировать участковой службе в соответствии с необходимым объёмом и возможностями медицинской организации.

Порочная практика лечения не осложненных обострений и декомпенсации в условиях круглосуточного стационара должна уйти в прошлое, альтернативой этой формы оказания медицинской помощи населению являются стационарзамещающие технологии - дневные стационары, стационар на дому, центры амбулаторной хирургии, и все это должно быть в структуре оказания медицинской помощи на амбулаторном этапе.

Преемственность в ведении пациента – это золотой стандарт достижения успеха. Наиболее часто среди лиц с хроническими заболеваниями внутренних органов, требующих неотложной помощи, встречаются - острый коронарный синдром, декомпенсации артериальной гипертензии в виде осложненных и не осложненных кризов, бронхиальной астмы в виде учащения и утяжеления бронхиальной обструкции, пароксизмальные нарушения ритма, нетравматические поражения позвоночника с явлениями выраженного болевого синдрома, различные клинические варианты нейроциркуляторной дистонии.

Основной задачей в данной ситуации является решение вопроса о прогнозе неотложного состояния пациента, чем будет обусловлена дальнейшая тактика и стратегия ведения пациента. Однако предвидеть развитие событий, особенно сосудистого генеза, практически невозможно. Кроме того, часть пациентов категорически отказывается от госпитализации, мотивируя это различными причинами бытового плана. Но …подписание добровольного отказа от госпитализации не устраняет опасности развития сосудистых катастроф у пациента и ответственности медицинского работника за неблагоприятный исход событий.

Каков же выход из этой ситуации? Однозначных решений быть не может, наше видение решения этой проблемы заключается во введении службы неотложной помощи в учреждениях поликлинического типа в виде кабинетов неотложной помощи и помещений для наблюдения пациентов в течение нескольких часов.

Персонал этих подразделений должен быть сертифицирован по специальности «Скорая и неотложная помощь», а само учреждение иметь лицензию на данный вид деятельности. Кто будет пользоваться услугой данного типа, и какие функции будет выполнять кабинет?

В первую очередь:

лица, обратившиеся в медицинскую организацию с признаками неотложных состояний самостоятельно;

лица, обратившиеся в регистратуру по телефону;

лица, обратившиеся в оперативный отдел станции скорой медицинской помощи.

Но… гипертонические кризы и проявления острого коронарного синдрома встречаются не каждый день, особенно, если учреждение рассчитано на небольшой объём посещений. Второй этап, возможно более значимый, чем первый - это информированность пациентов о наличии данного вида помощи в медицинской организации.

Необходимо приучить обслуживаемое население к мысли, что если что-то случилось со здоровьем, надо идти в поликлинику, где не только констатируют факт болезни, но и окажут необходимую неотложную помощь, решат вопрос о необходимости госпитализации, либо дальнейшего лечения в стационаре на дому. Если человеку плохо, он зовет на помощь; если болит – надо, чтобы приехали быстро, помогли, позаботились.

В этом случае нужна «Скорая помощь», самая скорая - 03!

Как разобраться в накале эмоций, как определить, насколько реальна проблема?

Вызов «скорой помощи» принимает диспетчер, только его опыт и профессионализм позволяет в этом море эмоций и амбиций вникнуть в суть вопроса и определить порядок и специализацию обслуживания вызовов.

В настоящее время в Омской области сформирована система взаимодействия скорой медицинской помощи с кабинетами неотложной помощи территориальных поликлиник. Отделение неотложной помощи поликлиники должно быть неразрывно связано с диспетчерской службой территориальной подстанции неотложной помощи. Часть обращений, где имеются состояния, не требующие специализированных вмешательств, могут быть переданы в поликлинику фельдшеру отделения неотложной помощи для дальнейшей работы.

Таким образом, будет частично редуцирован объём выездов линейных бригад, а количество неоправданных выездов высококвалифицированных бригад будет значительно уменьшено. Отделению неотложной помощи необходима неразрывная связь и с участковой службой: дальнейшее ведение пациента находится уже в её ведении и под её контролем, а качество проводимых лечебно-диагностических мероприятий будет определять и количество обращений за неотложной помощью.

Дальнейшее развитие специализация неотложной помощи не должно ограничиваться только терапевтической патологией, хирургический аспект крайне необходим и востребован. Травмы небольшого объёма, порезы, растяжения и многое другое может быть задействовано в условиях кабинета неотложной помощи поликлиники. Зачастую наши больные не доходят до травмпункта, который располагается в единственном лечебном учреждении района, и, как правило, перегружен пациентами с более тяжелыми повреждениями.

Таким образом, введение в штат поликлинических учреждений отделения неотложной помощи является насущной потребностью в реорганизации первичного звена здравоохранения. Кабинет неотложной помощи городской поликлиники № 3, был организован в июне 2014 года и за этот период, уменьшилось количество вызовов скорой медицинской помощи с 40 до 19 случаев в день, увеличилось количество обращений за оказанием неотложной помощи в условиях поликлиник с 8 до 18. Преемственность в направленности действий отделения неотложной помощи и участковой службы позволило снизить частоту обострений и декомпенсаций у пациентов с хроническими заболеваниями.

Пациенты информированы в полном объёме о возможности получения неотложной помощи в часы работы поликлиники (с 8.00 до 19.00). Разработали методические рекомендации по оказанию неотложной помощи пациентам с патологией различного профиля и внедрили их в практику.

Результаты проекта:

Уменьшилось количество вызовов скорой медицинской помощи с 40 до 19 случаев в день, увеличилось количество обращений за оказанием неотложной помощи в условиях поликлиник с 8 до 18.

Дополнительные материалы: