Улучшение качества и доступности первичной медико-санитарной помощи с применением технологий бережливого производства

23 февраля 2020 / май 2018 - февраль 2019 года

12
Пырьева Елена Вадимовна
Медицинская сестра Нижний Новгород Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Нижегородской области "Клинический диагностический центр"

Цели и задачи проекта:

Цель: Повысить доступность и качество первичной медико-санитарной помощи путем разработки и внедрения технологий бережливого производства с участием специалистов сестринского дела Задачи: 1. Перераспределение нагрузки между персоналом 2. Оптимизированная логистика движения пациентов 3. Переход на электронный документооборот 4. Организация диспасеризации и профосмотров с соблюдением нормативов времени приема 5. Перераспределение функциональных обязанностей между врачами и средним медперсоналом

Участие автора в проекте:

1. Изучение организации работы 2. Определение направлений для внедрения методов бережливого производства 3. Разработка и внедрение мероприятий по совершенствованию работы в выбранных направлениях 4. Оценка результативности внедренных мероприятий

Краткое описание реализации проекта:

Проект реализован на базе Комаровской врачебной амбулатории ГБУЗ НО «Богородская ЦРБ», которая оказывает первичную медико-санитарную помощь (ПМСП) прикрепленному населению по участковому принципу. Численность прикрепленных жителей на двух участках составляет 3120 человек. Всего на территории обслуживания Комаровской врачебной амбулатории проживает около 6000 человек.

Для определения направлений внедрения методов бережливого производства было проведено анкетирование пациентов по специально разработанной анкете. Опрошено 109 пациентов, обратившихся за медицинской помощью по поводу заболевания, и 123 родителя детей, наблюдающихся в амбулатории.

Проведены картирование и визуализация, а также хронометраж протекания процессов в двух направлениях работы врачебной амбулатории, которыми были неудовлетворены более 90% респондентов: «Прием здоровых детей» - в течение месяца, «Прием пациентов с острым заболеванием и при обострении хронического» - в течении 2 недель.

По результатам анкетирования, картирования и визуализации выделены слабые места, которые обнаружены в обоих исследуемых направлениях: увеличение времени ожидания за счет обслуживания неотложных вызовов, большой объем документации, заполняемый вручную, лишние передвижения, отсутствие предварительной записи, как следствие – неравномерная нагрузка на персонал, нерациональное использование рабочего времени, смешение потоков пациентов.

Для устранения выявленных потерь разработаны организационные мероприятия. Проведена перепланировка помещения: под прием здоровых детей выделено отдельное крыло, что позволило формально разделить потоки и обеспечить комфортные условия ожидания. Перераспределены функции медперсонала. На фельдшера по приказу возложена часть функций врача: обслуживание вызовов на дому и прием здоровых детей. Врач по вторникам на приеме ведет сложных пациентов, уделяя им больше внимания. В остальные дни принимает первичных и повторных пациентов в амбулатории. После дополнительного обучения медсестре отдана часть работы с документации, которая не всегда требует врачебного участия.С целью рационального использования рабочего времени и равномерной нагрузки на персонал составлено расписание по видам деятельности. С целью сокращения времени на заполнение документации, разработаны бланки осмотра перед прививкой, патронажей и диспансерного осмотра детей разных возрастов, бланки осмотров при различных наиболее часто встречающихся нозологиях (гипертоническая болезнь, ОРВИ, острый бронхит и другие).

Результаты проекта:

Анкетирование пациентов после внедрения технологий бережливого производства показало, что четверть из них заметили изменения в организации работы амбулатории. «Время ожидания приема сократилось» - отмечали 43% респондентов, а на приеме увеличилось, по мнению 90% исследуемых, так как прием не прерывался на обслуживание вызовов. Около 60% опрошенных удовлетворены обслуживаем в амбулатории. 90% считают внимание врача на приеме достаточным, так как прием теперь не прерывается на обслуживание вызовов, 80% анкетируемых получают исчерпывающий ответ на вопрос о состоянии своего здоровья. Установлено, что 80% обратившихся в амбулаторию получают достаточно информации на приеме, независимо от того, кто ведет прием - врач или фельдшер и их устраивают сроки оформления документации. Внедрение новых организационных мероприятий позволило достоверно снизить время ожидания приема обратившихся по поводу заболевания и в день здорового ребенка. Удельный вес группы пациентов «Прием здоровых детей» с временем ожидания приема 30-60 минут увеличился с 19,5% до почти 91%, а в группе «Прием по заболеванию» с 13,8 до 86%. Необходимо отметить, что на сегодняшний день существуют нерешенные проблемы, к которым относятся дефицит кадров, отсутствие информатизации и недостаточное оснащение рабочих мест. Однако, результативность применения технологий бережливого производства при организации медицинской помощи сельскому населению с участием специалистов среднего звена не вызывает сомнений. Так как внедрение элементов новой модели медицинской организации позволило без дополнительных финансовых затрат, с имеющимися ресурсами, в том числе трудовыми, разделить потоки пациентов, перераспределить нагрузку на персонал, сократить потери на работу с документацией и лишние передвижения.

Дополнительные материалы: